Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Новоюгинский детский сад №20»
Общие сведения
Образовательная
программа
дошкольного
образования
(далее
—
Программа)
«Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Новоюгинский
детский сад №20» (далее – Организация или МБДОУ) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) и
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО), с учетом
инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Цель Программы — «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций» в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Цель Программы достигается через решение задач, обозначенных в ФОП ДО, дополненных
задачами программы «ОТ ОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
Задачи ФОП ДО
1. приобщение детей (в соответствии с
возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа
2. построение (структурирование) содержания
образовательной деятельности на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей
развития
3. создание условий для равного доступа к
образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей
4. охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия
5. обеспечение развития физических,
личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей
ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности
6. обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в
вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности
7. достижение детьми на этапе завершения ДО
уровня развития, необходимого и достаточного
для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования
Дополнительные задачи из программы
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
1) обеспечение оптимального сочетания
классического дошкольного образования и
современных образовательных технологий
2) объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на
основе традиционных российских духовнонравственных и социокультурных ценностей
3) создание пространства детской
реализации (ПДР), что означает создание
условий для развитие личности ребенка через
поддержку детской инициативы, творчества,
самореализации
4) использование преимуществ сетевого
взаимодействия с профессиональным
сообществом и социальным окружением
5) обеспечение преемственность между
всеми возрастными дошкольными группами
и между детским садом и начальной школой
6) учет региональной специфики и
специфики дошкольной организации
Структура Программы соответствует ФОП ДО и состоит из 4 разделов — трех основных
(целевой, содержательный, организационный) и одного дополнительного, где дается краткая
презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы. Результаты освоения образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве,
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. Также входят подходы к проведению педагогической
диагностики достижений планируемых результатов и значимые для
разработки и реализации Программы характеристики — особенности
развития детей.
Содержательный
раздел
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех
возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе
описаны:
формы, способы, методы и средства реализации программы;
особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик;
способы и направления поддержки детской инициативы;
взаимодействие педагогического коллектива с семьями;
коррекционно-развивающая работа;
рабочая программа воспитания
Организационный
раздел
В организационный раздел включают:
психолого-педагогические условия реализации Программы;
особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды;
материально-техническое
обеспечение
Программы
и
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания;
примерный
перечень
литературных,
музыкальных,
художественных,
анимационных
произведений
для
реализации
Программы;
кадровое обеспечение;
режим и распорядок дня в возрастных группах;
календарный план воспитательной работы
Организация режима пребывания детей в МБДОУ
Режим работы: 10 часов пребывания воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа по реализации Программы проводится в течение года: с 1 сентября по 31 мая
Организация жизни детей опирается на Примерный режим дня, который представляет собой
рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими
обоснованиями. При организации Примерного режима дня учитываются рекомендации
СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также
региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные
возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается
потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в МБДОУ, особенно в период
адаптации.
4.1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.
1. В МБДОУ функционирует 1 разновозрастная возрастная группа.
Возрастная
категория группы
Разновозрастная группа
( от 3-7 лет)
Направленность
Общеразвивающая
Количество
возрастных групп
1
2. Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
3. Используется региональный компонент в образовательном процессе.
4. Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам.
5. Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
6. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии
взрослого и ребенка.
4.2. Содержание программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части
Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
• инновационной программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»;
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее —
образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников МБДОУ
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в
вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста;
единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях МБДОУ и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
информировать родителей и общественность относительно целей МБДОУ, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям,
имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в
МБДОУ;
просвещение
родителей,
повышение
их
правовой,
психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы
благополучия семьи;
построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений
с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие
принципы:
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям
работы.
Название направления
Содержание работы
Диагностикоаналитическое
направление
Включает получение и анализ данных:
о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны
здоровья и развития ребенка;
об уровне психолого-педагогической компетентности родителей;
планирование работы с семьей с учетом результатов
проведенного анализа;
согласование воспитательных задач
Просветительское
направление
Просвещение родителей по вопросам:
особенностей психофизиологического и психического развития
детей младенческого раннего и дошкольного возраста;
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста;
ознакомления с актуальной информацией о государственной
политике в области дошкольного образования, включая
информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста;
информирования об особенностях реализуемой в МБДОУ
образовательной программы;
условий пребывания ребенка в группе МБДОУ;
содержания и методов образовательной работы с детьми
Консультационное
направление
Консультирование родителей:
по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с
особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях
семьи;
об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со
сверстниками и педагогом;
о возникающих проблемных ситуациях;
о способах воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста;
о способах организации и участия в детских деятельностях, об
образовательном процессе и др.
Благодаря разностороннему взаимодействию МБДОУ с родителями своих воспитанников
повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников
образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный
потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение
народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых
родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия МБДОУ с семьей
Этапы
Формы
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, анкетирование
Информирование
родителей о ходе
образовательной
деятельности
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания, информационные стенды, создание
памяток, сайт МБДОУ, организация выставок детского творчества,
приглашение родителей на детские концерты и праздники
Просвещение родителей
мастер-классы.
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях,
Совместная деятельность конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной
деятельности, в разработке проектов, кружковой работе